http://www.drevnerus.narod.ru/
'Центр изучения православия и древнерусской культуры' Спецкурс "Древнерусская книжность и народная культура"


Спецкурс "Древнерусская книжность и народная культура"

Организационно-методический раздел

1.1. Цель изучения дисциплины:
Ознакомление с древнерусской культурой. Изучение процесса взаимодействия древнерусской книжности и народной культуры. Анализ влияния христианского вероучения на древнерусскую культуру, как устную, так и письменную. Рассмотрение воздействия народной культуры на древнерусскую книжность

1.2. Задачи курса:
Рассмотрение основных жанров древнерусской книжности, иконописи и фольклора в их историческом развитии; владение методологией историко-философского исследования; развитие навыков самостоятельного исследования и изложения его результатов. Укрепление навыков работы со средневековыми текстами различной природы (вербальными и визуальными) на основе рассмотрения широкого круга древнерусских источников.

1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника:
Дисциплина – «Древнерусская книжность и народная культура» относится к специальным курсам, является частью необходимого набора курсов для подготовки специалиста в области религиоведения, способствует изучению других дисциплин.

1.4. Требование к уровню освоения дисциплины – «Древнерусская книжность и народная культура»
Знать содержание дисциплины «Древнерусская книжность и народная культура» и иметь достаточно полное представление об основных этапах развития древнерусской культуры и ее взаимодействию с народной культурой, главных проблемах и подходах к их решению;
владеть методологией исследования; знать необходимый перечень; уметь ясно излагать принципы и основания рассматриваемых концепций; иметь практические навыки исследования в данной области.

2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного, итогового контроля

Всего аудиторных занятий
из них: лекций 34 часа
практические занятия
Самостоятельная работа студента (в том числе
на курсовую работу по дисциплине) 34 часа
Итого (трудоемкость дисциплины)

Изучение дисциплины по семестрам:

1 семестр – 34 часа лекций, 34 зачет

Форма контроля:
Зачет. Предусмотрены также такие формы контроля, как проведение обсуждений докладов и сообщений студентов, анализ конкретных текстов по заданию преподавателя или выбору студентов, обсуждение монографических исследований и научных методик.

3. Содержание дисциплины.

3.1.1. темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий.

Тема 1. Устная и письменная традиция в культуре Древней Руси: 2 часа лекций.
Традиции устной и книжной культуры: соотношение и типология. Взаимодействие устной и книжной традиции. Верования восточных славян. Религиозные реформы князя Владимира. Принятие христианства. Двойственность в восприятии языческого прошлого: Иларион Киевский «Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет». Христианство и письменность. Переводы Библии. Вопрос о славянском алфавите. Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий. Роль письменности в реформах князя Владимира. Христианизация Руси в «Повести временных лет».

Тема 2. Взаимодействие христианской и дохристианской компонент в русской культуре: 4 часа лекций.
Проблема «двоеверия» в отечественной историографии. Христианизация народной культуры и «креолизация» христианской книжности. Возникновение в древнерусской культуре элементов с двойной (христианской и языческой) семантикой. Религиозная культура Древней Руси как совокупность наслаивающихся друг на друга верований и практик.
Календарные праздники. Важнейшие христианские праздники в культуре Древней Руси. Народный календарь. Календарная регламентация аграрных молений. Годичный цикл празднеств: солнечные фазы (зимнее солнцестояние, весеннее равноденствие, летнее солнцестояние, осеннее равноденствие), моления о дожде и вегетации, праздники урожая, поминовения предков (радуницы). Взаимодействие церковного и народного календарей. «Непереходящие» и «переходящие» праздники. Богородичные праздники. Культ Богородицы в Древней Руси: двунадесятые богородичные праздники, праздники икон Богородицы (Казанской, Смоленской, Владимирской, Тихвинской и др.). Праздничный чин иконостаса. Календарные обряды восточных славян.

Тема 3: Книжность Древней Руси: 4 часа лекций.
Древнерусская книжность. Общая характеристика. Приоритет служебных функций в древнерусской книжности. Жанры древнерусской книжности: скриптурный, литургический, вероучительный, или гомологетический, проповеднический, или жанр изборников, житийный, канонико-юридический, мемориальный, научный. Книжность и изобразительное искусство в культуре Древней Руси.
«Устная грамотность» в древнерусской культуре. Роль вероучительных тестов в выработке в сознании адресата средств выражения, предназначенных и пригодных быть носителями христианской духовности. «Писание» вербальное и визуальное: Книжность и иконопись в древнерусской традиции.
Концепция образа в христианской традиции: Иоанна Дамаскин. Иконопись как средство передачи философских и богословских представлений. Аллегоризм и символизм в христианской традиции.

Тема 4:Образ мира в древнерусской книжности и в народной культуре: 6 часов лекций.

Образ мира в христианской и народной традициях. Символизм и иерархия. Мир земной как отражение мира интеллигибельных сущностей в средневековой культуре. Нумерология. Символика геометрических фигур.
Образ пространства в культуре Древней Руси. Семантика храма и дома в древнерусской культуре. Древнерусский город. Двойственность образа города: Иерусалим и Вавилон – «чистый» и «нечистый» город. Изображение двух городов на иконе «Благословенно воинство небесного царя» («Церковь воинствующая»).
Сакральная топография. Утопия в древнерусской книжности в народной культуре. Святая Русь. Тема святости русской земли в книжности: Иларион «Слово о законе и благодати»; «Сказание о Борисе и Глебе»: библейские мотивы создания нового мира; сказания богородичного цикла; «Сказание о белом клобуке», «Сказание о невидимом граде Китеже».
Древнерусские хожения. Путешествия в поисках рая: От «Едема» к Беловодью.

Тема 5: Древнерусские книжные и народные представления о душе и теле. 6 часов лекций.

Душа и тело человека в древнерусской книжности. Источники древнерусских представлений о душе и теле. (Дохристианские представления. Библия. Патристика. Византинизм «оправдание жизни» в древнерусской традиции (теоретические построения и их отражение в обыденной жизни: от апокрифов до «Домостроя»). Античное учение о стихиях в древнерусской культуре. Учение о возрастах человеческой жизни, его связь с учением о стихиях. Пневматология: учение о «жизненном духе» в патристике и в древнерусской традиции. Кардиогноссия: учение о сердце как средоточии жизненных и эмоционально-душевных сил человека. Физиогномика: от античности через патристику в древнерусскую культуру. (Усиление интереса к физиогномике в XV веке как проявление индивидуализирующей тенденции в древнерусской культуре).
Народные представления о душе и теле человека.
Церковные таинства. Таинство покаяния и исповедь. Две стороны покаянной дисциплины: нравственно-психологическая и дисциплинарная. Эволюция таинства покаяния в христианской традиции. Исповедь в древнерусской культуре. Этапы развития древнерусского покаянного права: новгородские митрополиты Георгий и Иоанн II, Нифонт, игумен Андреевского монастыря (Киев) Григорий, белгородский епископ Максим. Епитимийники как источники сведений о жизни «безмолствующего большинства». Категории нравственного состояния в епитимийниках.
Представления о болезни в книжности и в народной культуре. Медицина в Древней Руси: народная медицина, врачевание в монастырях, иностранные врачи. Заговоры.

Тема 6 Жизнь и смерть человека в древнерусской книжности и в народной культуре.
: 6 часов лекций.
Имя в культуре Древней Руси.. Творение имени Первочеловека Адама в апокрифической литературе. Мирские, крестные и монашеские имена. Возрасты человеческой жизни в древнерусской книжности и народной культуре. Женщина и мужчина в культуре Древней Руси. Христианская концепция брака. Развитие матримональных отношений в Древней Руси. Восприятие труда в древнерусской книжности и народной культуре. Двойственность в отношении к труду: труд как один из главных атрибутов «падшего» человека, чья извращенная грехом природа больна, и труд как лекарство против праздности – источника всех «злоб» и пороков.
Рождение, брак и смерть в древнерусской книжности и в народной культуре.

Тема 7. Образы власти в древнерусской книжности и народной культуре: 6 часов лекции.

Княжеская власть в Древней Руси. Изображения князей-язычников в «Повести временных лет»: Святослав, Игорь, Владимир. Изображение в «Повести временных лет» княгини Ольги и князя Владимира до и после принятия ми христианства. Изображение князей Владимира и Святослава в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона. Софиократия (власть мудрости) в культуре Древней Руси. Античные истоки софиократии (Платон «Государство»). Ветхозаветные источники об образе царя-мудреца (цари Давид и Соломон). Легенда о царе Соломоне. Тема обручения царя с Премудростью в древнерусской традиции: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Образ князя/царя в русских сказках, легендах и в книжности. «Сказание о Дракуле». «Сказание о князьях владимирских». Эволюция образа властителя в древнерусской традиции: сакрализация царской власти в XVI в. Тема Премудрости в «Чине венчания на царство».
Архитектурное оформление идеи царской власти: Опричный дворец Ивана Грозного, Золотые палаты Московского Кремля. Иконописное оформление концепции царской власти: «Насаждение древа государства россиского», «Церковь воинствующая» («Благословенно воинство небесного царя».
Восприятие закона в древнерусской книжности и народной культуре. Система древнерусского права. Соотношение писанного и неписанного закона (обычного права). Проблема закона и морали в древнерусской культуре.

3.2 Практикум.
Раздел 3.2 в данной программе отсутствует.

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.
См. пп. 3.5, 3.6.

Темы рефератов.

Язычество древних славян.
Слово и звук в древнерусской традиции.
Символизм древнерусской культуры.
Образ в средневековой русской культуре.
«Оправдание естества» в культуре Древней Руси.
Ритуал и фольклор.
Образ дома в традиционной русской культуре.
Проблема соотношения души и тела в патристике.
Душа и тело человека в древнерусской культуре
Народные представления о душе и теле человека.
Возрасты человеческой жизни в древнерусской книжности и народной культуре.
Отношение к болезни в древнерусской книжности и в народной культуре.
Восприятие смерти в древнерусской книжности и в народной культуре.
Восприятие пространства в культуре Древней Руси.
Пространство путешествий в русских сказках.
Проблема «чужого» в древнерусской культуре.
Человек в поисках рая. От «Едема» к Беловодью.
Тема закона и благодати в культуре в русской культуре..
Соотношение писанного закона и неписанного закона (обычного права) в традиционной русской культуре
Тема исповеди в русской культуре.
Символика животных в славянской народной традиции
«Культура безмолвствующего большинства» в памятниках покаянного права.
Устная народная культура и языковое сознание.
Представления о способах коммуникации между "тем" и этим светом в древнерусской книжности и народной культуре.
Иконография и философия
Традиции духовного освоения пространства в России.
«Добрый царь» в русской народной культуре
Тема царской власти в изобразительном искусстве Древней Руси.

Примерный перечень вопросов к зачету по данному курсу.

1. Взаимодействие устной и книжной традиции.
2. Верования восточных славян.
3. Религиозные реформы князя Владимира.
4. Христианство и письменность.
5. Проблема «двоеверия» в отечественной историографии.
6. Календарная регламентация аграрных молений.
7. Взаимодействие церковного и народного календарей.
8. Культ Богородицы в Древней Руси
9. Древнерусская книжность. Общая характеристика.
10. Книжность и иконопись в древнерусской традиции.
11. Концепция образа в христианской традиции
12. Аллегоризм и символизм в христианской традиции.
13. Нумерология в культуре Древней Руси.
14. Символика геометрических фигур.
15. Семантика храма и дома в древнерусской культуре.
16. Древнерусские хожения.
17. Кардиогноссия в культуре Древней Руси.
18. Физиогномика: от античности через патристику в древнерусскую культуру.
19. Исповедь в древнерусской культуре.
20. Представление о болезни в книжности и в народной культуре.
21. Заговоры.
22. Мирские, крестные и монашеские имена.
23. Восприятие труда в древнерусской книжности и народной культуре.
24. Софиократия (власть мудрости) в культуре Древней Руси.
25. Эволюция образа властителя в древнерусской традиции

Учебно-методическое обеспечение курса:

Чтение курса сопровождается демонстрацией слайдов и видеофильмов, рассказывающих о культуре Древней Руси, а также о народных обычаях и обрядах.

Активные методы обучения
Используются классические аудиторные методы и самостоятельное выполнение студентами письменных работ по курсу.

Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля
Компьютерный класс, библиотека, стандартно оборудованные лекционные аудитории

Методические рекомендации (материалы) преподавателю по организации выполнения письменных работ по курсу
Наряду с темами письменных работ, предлагаемыми преподавателем, рекомендуется побуждать студентов к самостоятельной формулировке тем и оказывать помощь в подборе соответствующей литературы. Следует стремиться к использованию классических и оригинальных текстов, а также комментаторской и исследовательской литературы, представляющей разные точки зрения на рассматриваемый предмет.
Не позже середины семестра завершить распределение тем.
Контролировать ход выполнения работ.
Дать рекомендации по правильному оформлению работ в соответствии с принятыми стандартами.

Методические указания студенту по выполнению письменной работы
Стандартные рекомендации. Излагаются в ходе вводного лекционного занятия.

Раздел 4.6 в данной программе отсутствует

Литература.
4.7.

Основная
1. "А се грехи злые, смертные..." Любовь, эротика и сексуальная этика и в доиндустриальной России. М., 1999.
2. Адрианова-Перетц В.П. Человек в учительной литературе Древней Руси // Труды отдела древнерусской литературы. Т.27. Л., 1972.
3. Алмазов А.И. Тайная исповедь в православной восточной церкви. В 3-х томах. Одесса, 1894;
4. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1999.
5. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983.
6. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб., 1993.
7. Бернштам Т.А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: Учение и опыт Церкви в народном христианстве. СПб., 2000.
8. Богоявленский Н.А. Древнерусское врачевание в XI-XVII вв. Источники для изучения истории русской медицины. М., 1960.
9. Буланин Д.М. Античные традиции в древнерусской литературе XI-XVI вв. Munchen, 1993.

10. Буслаев Ф.И. Древнерусская литература и православное искусство. СПб., 2001.
11. Буслаев Ф.И. О литературе. Исследования. Статьи. М., 1990.
12. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика XI-XVII века. М., 1992.
13. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры. Т. 1. Раннее христианство. Византия. М. – СПб., 1999.
14. Бычков В.В. Aesthetica Patrum. Эстетика отцов церкви. Т.1. М.,1995.
15. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.
16. Вальденберг В.Е. Древнерусские учения о пределах царской власти. Очерки русской политической литературы от Владимира Святого до конца XVII в. Пг.,1916.
17. Васильев М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. М., 1999.
18. Верещагин Е.М. Церковнославянская книжность на Руси. Лингвотекстологические разыскания. М., 2001.
19. Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М., 2000.
20. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Изд. 7. Киев, 1915
21. Время и календарь в традиционной культуре. СПб., 1999.
22. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т.1, 2. М., 2000.
23. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.
24. Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997.
25. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX – XII вв.). курс лекций. Изд. Второе. М., 2001.
26. Демин А.С. О художественности древнерусской литературы. М., 1998.
27. Древнерусская литература. Изображение общества/ Отв.ред. А.С.Демин. М., 1991.
28. Древнерусская литература. Изображение природы и человека. / Отв.ред. А.С.Демин.М., 1995.
29. Древняя Русь. Город. Замок. Село. М., 1985.
30. Дьяконов М.А. Власть московских государей. Очерки из истории политических идей древней Руси до конца XVI в. СПб., 1889.
31. Елеонская Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России. М., 1994.
32. Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. Л., 1987.
33. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л., 1991.
34. Журавлев А.Ф. Домашний скот в поверьях и магии восточных славян. Этнографические и этнолингвистические очерки. М., 1994.
35. Замалеев А.Ф. Лепты. Исследования по русской философии. Сборник СПб., 1996. 27-39.
36. Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси. Л., 1987.
37. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.
38. Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. М., 1995.
39. Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1917-1934. М., 1999.
40. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.
41. Из истории русской культуры. Т. 1 (Древняя Русь). М., 2000
42. Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Заговор / Отв. ред. Вяч. Вс. Иванов, Т. Н. Свешникова. Москва, 1993.
43. История литератур западных и южных славян. Т.1. От истоков до середины XVII века./ Отв.ред.А.В.Липатов. М., 1997.
44. Камчатнов А.М.История и герменевтика славянской Библии. М., 1998.
45. Карсавин Л.П. Символизм мышления и идея миропорядка в средние века // Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992.
46. Карташев А. В. Очерки по истории Русской церкви. Т. 1. М., 1993.
47. Киселева М.С. Учение книжное. Текст и контекст древнерусской книжности. М., 2000.
48. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996.
49. Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России. М., 1977.
50. Клибанов А.И. Реформационные движения в России в XIV - первой половине XVI веке. М., 1960.
51. Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. Л.,1986.
52. Криничная Н.А. Дом, его облик и душа: К вопросу о тождестве символов в мифологической прозе и народном искусстве. Петрозаводск, 1992.
53. Криничная Н.А. Персонажи преданий: становление и эволюция образа. Л., 1988.
54. Кузнецова В.С. Дуалистические легенды о сотворении мира в восточнославянской фольклорной традиции. Новосибирск, 1998.
55. Лавров А.С. Колдовство и религия в России. 1700-1740 гг. М., 2000.
56. Левкиевская Е.Е. Славянский оберег. Семантика и структура. М., 2002.
57. Лукин П.Е. Письмена и православие. М., 2001.
58. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. Т. 1-2. М., 1991-1993.
59. Менталитет и культура предпринимателей России XVI – XIX вв. М., 1996.
60. Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. М., 1999.
61. Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание. М., 1993.
62. Носова Г.А. Традиционные обряды русских: крестины, похороны, поминки. М., 1993.
63. Отреченное чтение в России XVII – XVIII вв. М., 2002.
64. Павлов А.С. Курс церковного права. СПб.. 2002.
65. Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995.
66. Подосинов А.В. Символы четырех евангелистов: их происхождение и значение. М., 2000.
67. Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988 - 1237 гг.). Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 1996.
68. Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. СПб., 2000.
69. Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. М., 2000.
70. Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989.
71. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
72. Пропп В.Я. Поэтика фольклора. (Собрание трудов В.Я.Проппа). М., 1998.
73. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963.
74. Пропп В.Я. Специфика фольклора. Избр. статьи. М., 1976.
75. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.
76. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1989;
77. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X - начало XIXв.). М., 1997.
78. Рабинович В. Л. Человек в исповедальном жанре. М., 1991.
79. Развитие права и политико-правовой мысли в Московском государстве: Сб.научн.тр. Отв. ред. З.М. Черниловский. М., 1985.
80. Рапов О. М. Русская церковь в IX- первой трети ХII в. Принятие христианства. 2-е изд. М., 1998.
81. Робинсон А.Н. Литература Древней Руси в литературном процессе средневековья (XI-XIII вв.). Очерки литературно-исторической типологии. М., 1980.
82. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. Историко-бытовые очерки XI-XIII вв. Изд.2-е. Л., 1966.
83. Русское колдовство, ведовство, знахарство. СПб., 1994.
84. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.
85. Секс и эротика в русской традиционной культуре. М., 1996.
86. Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции. М., 1998.
87. Славянская культура и мировой культурный процесс. М., 1985.
88. Смирнов С.И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. М., 1913.
89. Соколов М.В. Очерки истории психологических воззрений в России в XI - XVIII вв. М., 1963.
90. Стаф И.К. Печатный текст и народная культура: исследования Роже Шартье // Arbor mundi. № 1. 1992.
91. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.
92. Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.
93. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т.1. Первый век христианства на Руси. М., 1995.
94. Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследования. М., 1991.
95. Уваров А.С. Христианская символика. Ч. 1. М. – СПб., 2001.
96. Урысон Е.А. Фундаментальные способности человека и наивная «анатомия» // Вопросы языкознания, 1995, .№ 3.
97. Успенский Б.А. Борис и Глеб: Восприятие истории в Древней Руси. М., 2000.
98. Успенский Б.А. Царь и император. Помазание на царство и семантика монарших титулов. М., 2000.
99. Успенский Б.А. Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). - М.: Школа «Языки русской культуры», 1998
100. Федотов Г. Стихи духовные: Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991.
101. Флоря Б.Н. Исповедные формулы о взаимоотношениях церкви и государства в России XVI – XVII вв. // Одиссей. Человек в истории. 1992. Историк и время. М., 1994. С. 204 – 214.
102. Хвостова К.В. Византинизм «оправдание жизни» (проблемы византийской цивилизации) // Византийский временник. Т.55. Ч.2. М., 1998.
103. Хвостова К.В. Сакральный смысл наименования некоторых византийских социально-экономических институтов. К вопросу о роли богословия в формировании социально-экономических институтов Византии // Византийский временник. Т. 59 (84). М., 2000.
104. Цуркан Р.К. Славянский перевод Библии: Происхождение, история текста и важнейшие издания. СПб., 2001.
105. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII - XIX вв. М., 1967.
106. Юдин А. В. Ономастикон русских заговоров. Имена собственные в русском магическом фольклоре. Москва, 1997.
107. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М., 1999.
108. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М., 1999.
109. Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М., 1995.

4.7.2.
Дополнительная литература:

К теме 1:

Исследования

1. Андреев В.Д. История болгарской литературы. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. М.,1987.
2. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1999.
3. Васильев М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. М., 1999.
4. Введение христианства у народов Центральной и Восточной Европы. Крещение Руси: Сб.тезисов./ Отв.ред. Н. И. Толстой. М., 1987.
5. Верещагин Е.М. Церковнославянская книжность на Руси. Лингвотекстологические разыскания. М., 2001.
6. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX – XII вв.). курс лекций. Изд. Второе. М., 2001.
7. Замалеев А.Ф. Восточнославянское общество накануне христианизации // Замалеев А.Ф. Лепты .Исследования по русской философии. Сборник. СПб., 1996. С.7-14.
8. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.
9. История литератур западных и южных славян. Т.1. От истоков до середины XVII века./ Отв.ред.А.В.Липатов. М., 1997.
10. Кагаров Е.Г. Религия древних славян. М., 1918.
11. Камчатнов А.М.История и герменевтика славянской Библии. М., 1998.
12. Карташев А. В. Очерки по истории Русской церкви. Т. 1. М., 1993.
13. Киселева М.С. Учение книжное. Текст и контекст древнерусской книжности. М., 2000.
14. Лавров А.С. Колдовство и религия в России. М., 2000.
15. Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. История, миф, загадка. М., 1994.
16. Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание. М., 1993.
17. Очерки истории культуры славян. М., 1996
18. Петрухин В.Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия. // Из истории русской культуры. Т. 1 (Древняя Русь). М., 2000
19. Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988 - 1237 гг.). Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 1996.
20. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.
21. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т.1. Первый век христианства на Руси. М., 1995.
22. Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследования. М., 1991.
23. Уханова Е.В. У истоков славянской письменности. – М., 1998.
24. Флоря Б.Н. Славянская письменность и европейская культура раннего средневековья // Славянская культура и мировой культурный процесс. М., 1985.
25. Цуркан Р.К. Славянский перевод Библии: Происхождение, история текста и важнейшие издания. СПб., 2001.
26. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М., 1999.

Источники

1. Житие Константина // Сказание о начале славянской письменности. М., 1981. С. 71 – 92.
2. Житие Мефодия // Сказание о начале славянской письменности. М., 1981. С. 93 – 101.
3. Иларион Киевский. Слово о законе и благодати // Молдован А.М. Слово и законе и благодати Илариона. Киев, 1984 (любое другое издание)
4. Повесть временных лет / Под ред В.П. Адриановой-Перетц. М.; Л., 1950.

К теме 2

Исследования

1. Агапкина Т.А. Этнографические связи календарных песен: Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян. М., 2000.
2. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914.
3. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб., 1993.
4. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.
5. Васильев М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. М., 1999.
6. Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: Генезис и типология колядования. М., 1982.
7. Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М., 2000.
8. Время и календарь в традиционной культуре. СПб., 1999.
9. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т.1, 2. М., 2000.
10. Геннеп А. ван. Обряды перехода: Систематическое изучение обрядов. М., 1999.
11. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.
12. Гуревич А.Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
13. Древняя Русь: Пересечение традиций. М., 1997.
14. Живов В.М. Двоеверие и особый характер русской культуры // Philologia Slavica. К 70-летию академика Н.М. Толстого. М., 1993.
15. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.
16. Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. М., 1995.
17. Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1917-1934. М., 1999.
18. Зелинский А.Н. Конструктивные принципы древнерусского календаря // Контекст. 1978. М., 1978. С. 62-135.
19. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.
20. Идеологические представления древнерусского общества. М., 1980.
21. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983.
22. Календарь в культуре народов мира. М., 1993.
23. Калинский И.П. Церковно-народный месяцеслов на Руси. М., 1990.
24. Карсавин Л.П. Символизм мышления и идея миропорядка в средние века // Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992.
25. Колесникова В.С. Русские православные праздники. М., 1995.
26. Концепт движения в языке и культуре. М., 1996.
27. Круглый год: Русский земледельческий календарь / Сост. А.Ф. Некрылова. М., 1989.
28. Лавров А.С. Колдовство и религия в России. 1700-1740 гг. М., 2000.
29. Левкиевская Е.Е. Низшая мифология славян // Очерки истории культуры славян. М., 1996.
30. Левкиевская Е.Е. Славянские представления о способах коммуникации между "тем" и этим светом // Концепт движения в языке и культуре. М., 1996.
31. Левкиевская Е.Е. Славянский оберег. Семантика и структура. М., 2002.
32. Лобкова Г.В. Древности Псковской Земли: Жатвенная обрядность. СПб., 2000.
33. Макаренко А. Сибирский народный календарь. Новосибирск, 1993.
34. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. Т. 1-2. М., 1991-1993.
35. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998.
36. Малицкий Н. В. Древнерусские культы сельскохозяйственных святых по памятникам искусства // “Известия Государственной академии истории материальной культуры”, 1932, т. 2, вып. 10.
37. Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян.


E-mail: chumakovatv@mail.ru



Hosted by uCoz