ПОСЛАНИЕ ПОЛУБЕНСКОМУ (1577)

 

Такая грамота послана от государя из Пскова с князем Тимофеем Романовичем Трубецким во Владимир [Вольмар, Валмиеру] к князю Александру Полубенскому

Божьей [следует перечисление атрибутов, библейская цитата] волей и желанием, и властью, и силой творения, когда сказал бог «да будет свет» стал свет, и совершилось иное творение тварей как наверху на небесах, так и внизу на земле и в преисподней. И затем создал бог человека, мужчину и женщину, сотворил их, поселил в раю и дал им наставление; когда же они послушали врага [дьявола] и наставление пре ступили, бог за это прогневался на них и изгнал их из рая нищими, и осудил их на смерть и болезни, и обрек их на труд, и отлучил их бог от лица своего. И увидел враг, что первые его козни пошли ему на пользу и что бог прогневался на человека, и, увидя это, решил окончательно уничтожить людей и по­будил Каина убить Авеля. Бог же, не оставляя свое создание, из милосердия к роду человеческому сотворил ради Адама родоначальника правды спасителя [Иисуса Христа]. И за­тем Енох угодил богу, ради чего бог прославил его взятием на небо и сохранил его как прорицателя своего второго при­шествия. И когда умножились люди, и враг окончательно уси­лился, и люди стали повиноваться врагу во всем и восприняли все его злые дела, то бог еще более разгневался и истребил всех людей на земле потопом и, обнаружив, что только праведник Ной действует по его заповедям, сохранил его за это как родо­начальника вселенной. Затем, когда люди вновь умножились и враг еще более прельстил их и люди усердно пре­дались вражьему прельщению и уклонились в богоборство, они начали создавать столп, говоря себе: если снова захочет бог навести потоп, то мы, взойдя на столп, иступим в борьбу с богом. И создали столп этот выше облаков, и бог гневом, дыханием уст своих, дыханием бурным и сильным, сокрушил столп и одних побил, а других разделил на семьдесят два языка. Один только Евер не присоединился к их делу и за­мыслу, за что бог и помиловал его: не отнял у него языка Ада­мова. От его имени и называются евреи. А других он разделил, чтобы, разделившись, восставали друг па друга и мучались за это преступление. Когда я говорю о боге, то, как и выше, я говорю об отце и сыне и святом духе в едином существе; ибо здесь были произнесены такие слова: «вот люди говорят одним языком и едиными устами и могут сделать всё, что захотят, спустимся и разделим их». Кто бы это мог говорить, как не троица? И затем, когда люди вновь умножились и подчинились врагу и бог еще более на них прогневался и отступил от них, дьявол поработил их и по своей воле стал вести все челове­чество. И отсюда пошли мучители и властители и цари, как первый Неврод, который начал строить столп, когда и про­изошло разделение языков. Неврод начал царствовать в Ва­вилоне, затем Мисрем в Египте, и в Ассирии Вил крепкорукий, он же Крон, и Бел, и Белус, и Белье, и Вабал, и Вельефегор, и Вельсавух, и Вельсавав, и Астарта, затем Ниние и Фор, он же Арес, и повсюду возникли многоразличные царства и каждое царство отдельно. Так возникло среди людей неблагочестивое царствование, то, о котором господь наш Иисус Христос говорит в Евангелии: высокое для людеймерзость для бога. И так увидел бог, что погибает род челове­ческий и умилосердился над ним и создал праведника Авраама, того Авраама, который познал истинного бога и которого бог возлюбил. И ради этого бог склонился на милосердие к человечеству и благословил Авраама и указал ому его обя­занности и даровал ему наследника Исаака и Исааку Иа­кова, он же Израиль. И обещал бог Аврааму: «сделаю тебя прародителем многих народов и цари от тебя произойдут». И те, которые произошли от Авраама, Исаака и Иакова, стали называться людьми, а прочие язычниками, ибо говорит великий пророк Моисей: «всевышний поставил пределы наро­дов по числу ангелов божиих; и стал Иаков уделом господ­ним, Израиль достоянием его». И в то время, когда бог пас народ израильский и извел его из Египта двумя своими креп­кими и величественными руками праведником Моисеем и Иисусом Навином, и поместил их в обетованной земле (было в то время много государств и некоторые из них израильтяне истребили), и когда он так сохранял еврейский парод и давал ему судей и правителей, и сам руководил ими дo самого вре­мени пророка Самуила, израильтяне из-за того, что после преступления Адама все человечество было охвачено прельще­нием и порабощено врагу, часто преступали божьи заповеди, прельщаясь делами беззаконных язычников. Бог же на них иногда гневался и отдавал их в рабство иноплеменникам, иногда же миловал и освобождал: когда они отступали от бога и поклонялись идолам, тогда предавал их, когда же обра­щались к господу, тогда освобождал их. Поэтому он, сни­сходя к их слабости, разрешал им даже приносить жертвыне потому, что он хотел от них жертв, а уступая их слабости: «пусть приносят жертвы, лишь бы истинному богу приносили, а не бесам». Так было до пророка Самуила. Но человеку род­ственна всякая нечисть: не захотели израильтяне жить под божьим именем и под руководством его праведных слуг и по­просили себе царя, и бог весьма за это прогневался на них и дал им царя Саула. И много напастей претерпели, и бог умилосер­дился над ними и дал им царя праведника Давида и рас­пространил царство его. Это было первое благословение царству: бог снизошел к слабости человеческой и благословил царство. И затем, когда умножились люди и царства и власти и разрослось беззаконие, бог не презрел рода человеческого, мучимого дьяволом. Прежде всего послал пророков, провоз­вестивших пришествие божьего слова и обличающих грехи и беззакония; были же люди неразумны, и враг ими владел, и избили они пророков и еще более впали в нечестие. И затем во имя человеколюбия сам бог-сын, слово божие, соизволил воплотиться от пречистой матери, чтобы спасти людей на земле. И сперва он отверг царство, ибо говорит господь в Евангелии, что высокое для людей мерзость для бога, а затем и благословил его, ибо божественным своим рождением про­славил Августа-кесаря, соизволив родиться в его царствова­ние; и этим прославил его и расширил его царство и даровал ему не только Римскую державу, но и всю вселеннуюи готов, и сарматов, и Италию, и всю Далмацию, и Ана­толию, и Македонию и иные страны Азию, и Сирию, и Междуречье, и Египет, и Иерусалим вплоть до гра­ниц Персии. И когда Август владел таким образом всей вселенной, он посадил брата своего Пруса в город, назы­ваемый Мальборг, и в Торунь, и в Хвойницу, и в преславный Гданьск на реке, называемой Неман, которая течет в море Ва­ряжское [Балтийское]. Когда же господь наш Иисус Христос осуществил предназначенное ему провидением, послал он божественных своих учеников по всему миру просветить все­ленную. Они же, точно на крыльях облетев всю вселенную, проповедывали слово божие. И так как в то время всюду цар­ствовал грех и господствовало нечестие, а цари и князья и управители служили дьяволу и противодействовали ученикам божьим, то они были избиты, и многие ученики божьи как священники, так и простые люди приняли мученичество. И со времени царствования Августа вплоть до Максентия и Максимина Галерия было в Риме гонение на христиан. Господь же наш Иисус Христос не презрел моления рабов своих, но, внимая мольбам своей матери и исполняя свой обет: «Я с вами до скончания мира сего, аминь», создал опору благочестия великого, сияющего благочестием Константина Флавия, царя правды христианской, соединившего священство и царство воедино, и с этого времени повсюду умножились христианские царства. И затем по благоволению в троице славимого бога в Российской земле создалось царство, когда, как я уже говорил, Август, кесарь римский, обладающий всей вселенной, поставил сюда своего брата, упомянутого выше Пруса. И силою и милостью троицы так создалось это царство: потомок Пруса в четырнадцатом колене, Рюрик, пришел и начал княжить на Руси и в Новгороде, назвался сам великим князем и нарек этот город Великим Новгородом. Сын же его Игорь переселился в Киев и там установил ски­петр российского царствования и брал дань с греков и жил в Переяславле Дунайском, где находятся Бен и Бедна [Вена]. Что же после них? Умилосердился бог над нашей Российской землей, и привел сына этого Святослава, Владимира, к позна­нию истины и просветил светом благочестия, чтобы он славил его, истинного бога, отца и сына и святого духа, во единстве почитаемого, избрал его, как второго Павла, в царственных сединах, обратил его к крещению и сделал царем правды хри­стианской, как великого Константина. Как говорит божествен­ный апостол Павел: нет власти но от бога, пусть всякая душа повинуется власти; поэтому тот, кто противится власти, про­тивится божьему повелению, и никому не следует вступать в чужие пределы. Мы же хвалим, прославляем и почитаем господа, вечно поем и превозносим его, давшего нам средство к спасению, как в дому раба своего Давида, так и в дому бла­женного великого Владимира, во святом крещении Василия. Его же божьей милостью, благоволением и волею утвердился и скипетр Российской державы и был передай нам от этого великого Владимира, во святом крещении Василия, который рисуется на иконах с царским венцом, и от сына его великого государя Ярослава, названного в святом крещении Георгием, который завоевал эту Чудскую землю, то есть Ливонию, и поставил город, названный по его имени Юрьевым, а теперь называемый Дерптом, и от великого царя и великого князя Владимира Мономаха, который воевал в византийской Фра­кии и приобрел царский венец и имя (получил он их от царя Константина, царствовавшего в то время в Царьграде), и от преславного великого князя Александра, одержавшего на Неве победу над немцами римской веры, и от достойного хвалы великого государя, великого князя Димитрия, одержавшего за Доном великую победу над безбожными агарянами [тата­рами], и от деда нашего, блаженной памяти великого государя Ивана Васильевича, собирателя Русской земли и многих зе­мель обладателя, и от отца нашего, великого государя, царя всея Руси блаженной памяти Василия, приобретателя искон­ных прародительских земель, перешел, наконец, по наследству и к нам скипетр Российского царства. Мы же хвалим бога за премногую его милость к нам.

Этого тричисленного божества, отца, сына и святого духа милостию, властью и волей покровительствуемые, а иногда охраняемые, защищаемые и укрепляемые, мы и удержали скипетр Российского царства; мы, великий государь, царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси [следует полный титул] оповещаем думного дворянина княжества Литовского, князя Александра Ивановича Полубенского, дудку, пищалку, самару, разладу, нефиря (все это дудкино племя!) о нашем царском повелении.

А наставление наше царское таково. Ливонская земля с незапамятных времен наша вотчина: от великого князя Ярослава, сына великого Владимира, а во святом крещении Георгия, который завоевал Чудскую землю и поставил в ней город, названный по его имени Юрьевым, а по-немецки Дерптом, а затем от великого государя Александра Невского; Ливонская земля давно уже обязалась платить дань, и они неоднократно присылали бить челом прадеду нашему, вели­кому государю и царю Василию, и деду нашему, великому государю Ивану, и отцу нашему, блаженной памяти государю и царю всея Руси Василию, о своих винах и нуждах и о мире с их вотчинами с Великим Новгородом и Псковом и обязались не присоединяться к Литовскому государю. И к на­шему царскому величеству также неоднократно присылали бить челом своих послов и обязались платить дань по-старому, но потом всего этого не исполнили и за это на них наш меч, гнев и огонь ходит. И как-то раз дошло до слуха нашего, что люди безвластного государства Литовского, преступив божье повеление, не позволяющее никому вступать в чужие владения, вступили в нашу вотчину, в Ливонскую землю, и тебя сделали там гетманом. И ты совершил многие недостойные дела: не имея воинской доблести, обманом взял Изборск, пригород нашей вотчины Пскова, где, будучи отступником от христи­анства, надругался над божьими церквами и иконами. Но милость бога и пречистой богородицы и молитвы всех его свя­тых и сила икон посрамили вас, иконоборцев, а нашу древнюю вотчину нам возвратили, а ваша надеждаКрон и Зевс и дру­гие, о которых мы говорили выше, оказалась напрасной.

А пишешь, что ты Палемонова рода, так ведь тыполоумова рода, потому что завладел государством, а удержать его под своей властью не сумел, сам попал в холопы к чужому роду. А что ты называешься вице-регентом земли Ливонской, правителем рыцарства вольного, так это рыцарство бродячее, разбрелось оно по многим землям, а не вольное. А ты вице-регент и правитель над висельниками: те, кто из Литвы от виселицы сбежал вот кто твои рыцари! А гетманство твое над кем? С тобой ни одного доброго человека из Литвы нет, а всё мятежники, воры и разбойники. А владений у тебянет и десяти городков, где бы тебя слушали. А Колывань [Тал­лин, Ревель] у Шведского короля, а Рига отдельно, а За­двинье у Кетлера. А кем тебе править? Где магистр, где мар­шал, где командоры, где советники и все воинство Ливонской земли? Всего у тебя ничего!

А сейчас наше царское величество пришло обозревать свои вотчины Великий Новгород, Псков и Ливонскую землю, и мы шлем тебе с милостивым покровительством наше царское повеление и достойные наставления: мы хотим на угод­ных нам условиях заключить мир, о котором ваш избранный государь Стефан Обатур [Баторий] пишет к нам и присылает своих послов, а ты бы не мешал заключению мира между нами и Стефаном Обатуром, не стремился к пролитию хри­стианской крови и уехал бы со всеми людьми из нашей вотчины, Ливонской земли, а мы всему своему воинству приказали литовских людей не трогать. А если ты так не сделаешь и из Ливонской земли не уйдешь, тогда на тебя падет вина за кро­вопролитие и за судьбу литовских людей, которые окажутся в Ливонии. А мы не будем вести никаких военных действий с Литовской землей, пока послы от Обатура находятся у нас. А с этой грамотой мы послали к тебе своего воеводу князя Тимофея Трубецкого, сына Романа, сына Семена, сына Ивана, сына Юрия, сына Михаила, сына князя Димитрия, сына вели­кого князя Ольгерда, у которого твои предки Палемонова рода служили.

Писано в нашей вотчине в доме св. Троицы и великого го­сударя Всеволода-Гавриила из двора нашего боярской державы в городе Пскове в 7085 году, 9 июля [9 июля 1577 г.], на 43-й год нашего государства, на 31-й год нашего Российского царства, 35-й год Казанского, 24-й год Астраханского.

А на подписи к грамоте написано: почтенному дворянину великого княжества Литовского, князю Александру Ивановичу Полубенскому, дудке, вице-регенту бродячей Литовской земли и разогнанного Ливонского рыцарства, старосте Вольмерскому, шуту.

 

Hosted by uCoz