Музей истории религии АН СССР: наука или политика? (к
вопросу о создании музея)
[1]
В 2002 году исполнилось 70 лет со дня создания Музея
истории религии АН СССР, ныне Государственного музея истории религии. То, что
подобный музей возник именно в рамках Академии наук – неудивительно. Ведь
именно сотрудниками академических учреждений, и в первую очередь таких, как
Музей антропологии и этнографии, остро ощущалась необходимость создания
учреждения, которое не только хранило, но и изучало памятники религиозной культуры,
несмотря на активную антирелигиозную государственную политику. Академия наук придавала большое значение
музейной работе. Её непременный секретарь С.Ф. Ольденбург в «Общем отчете о
деятельности РАН за 1923 г.» писал: «Музейное дело было всегда дорого Академии,
еще с того времени, когда музеи были только кунсткамерами: Академия всегда
сознавала, какое музеи важное орудие для науки и для образования вообще»[2].
Действительно, только передача государству различных коллекций и
историко-культурных ценностей в те годы помогла спасти их от полного
разграбления и уничтожения.
Первое послеоктябрьское десятилетия для Российской
Академии наук было тяжелым. Несмотря на все трудности, Академия наук была
озабочена состоянием русской культуры, спасением религиозных и культурных
ценностей: памятников культуры, религиозных и богословских сочинений. Так, 5
февраля 1921 г. Общее собрание Академии наук приняло решение обратиться в
Госиздат по вопросу об образовании Комиссии по разборке подлежащих уничтожению
церковно-философских и исторических книг в связи с переработкой их на
бумагу[3]. Это обращение было связано с постановлением, которое в 1919 г.
принял СНК РСФСР. Согласно ему, проблема
возмещении недостатка бумаги, решалась путем
использования “старых бесполезных архивов”. Около 70% бумаги в 1920-1921 гг.
вырабатывалось из этой «макулатуры»[4]. В результате были уничтожены сотни
килограммов (по весу) документов XVIII в., не говоря уже о множестве изданий XIX
в. Лишь благодаря усилиям
членов созданной комиссии были спасены тонны книг и документов.
В голодный 1922 год был принят ряд документов,
касающихся судьбы церковного имущества, важнейшим из них было принятое 2 января
постановление Президиума ВЦИК «о ликвидации церковного имущества». Согласно ему
все церковное имущество делилось на три части: 1) имеющее
историко-художественное значение
подлежало ведению Главмузея НКП; 2) имеющее
материальную ценность подлежало выделению в Гохран; 3) имущество обиходного
характера оставалось в собственности церкви [5]. А через полтора месяца (16
февраля) было принято постановление «об изъятии церковных ценностей для
реализации на помощь голодающим» [6], согласно которому было необходимо
«немедленно изъять из церковных имуществ … все
драгоценные предметы из золота, серебра и камней». Это постановление имело
катастрофические последствия для отечественной культуры, и российские ученые не
могли оставаться в стороне, выступая против бездумного уничтожения культурного
наследия. И неудивительно, что по знаменитому петроградскому
«делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей» в 1922 г. привлекались к
суду такие известные ученые, как член-корреспондент АН историк церкви, археолог, византинист, литургик, археолог А.А. Дмитриевский (1856 – 1929), и византинист В.Н. Бенешевич (1874 – 1938) [7].
То, что это был не случайный поступок двух ученых, а позиция
научного сообщества говорит тот факт, что 6 мая 1922 г. на Общем собрании Академии наук был одобрен
текст заявления АН председателю ВЦИК М.И. Калинину о варварском исполнении
постановления Президиума ВЦИК от 2 января 1922 г.: «АН почитает своим прямым
долгом просить Вас о принятии срочных мер к сохранению памятников
искусства, как единичных, так и целых исторических и художественных ансамблей,
являющихся достоянием совершенно исключительным.
Разрушение их навлекло бы на русский народ тяжкую ответственность перед всем
цивилизованным миром, дав основательный повод обвинять русский народ в грубом
разрушении мировых художественных ценностей» [8]. Любопытно, что за три дня до
этого аналогичный доклад был отправлен заведующей Главмузеем
НКП Н.И. Троцкой (Седовой) в Бюро Центральной комиссии по изъятию церковных
ценностей. В докладе отмечалось варварское
изъятие не только церковного имущества, но и музейных вещей, хранившихся
в организованных в монастырях музеях (Кирилло-Белозерский, Боровский монастыри)
[9]. Троцкая писала: «скульптурно-чеканные украшения раки Годуновского
времени – единственный уцелевший до нас памятник этого века – были переломаны и
набиты в хаотическом беспорядке в мешки» [10]. И хотя задачи
Академии наук и Главмузея несколько расходились
(главной задачей Главмузея было «рациональное
использование изъятых ценностей», что обозначало в первую очередь их выгодную
реализацию на мировом антикварном рынке [11]), но иногда их интересы пересекались.
31 марта 1922 г. Главмузей утвердил список
монастырей, соборов и церквей, которые передавались в его ведение, с
приостановление изъятия в них церковных ценностей [12]. АН приняла
активное участие в решении этого вопроса. Так,
в июле был принят в ведение АН архив Александро-Свирского
монастыря [13], в том же году Академией решен вопрос с вывозом из ризницы
Соловецкого монастыря предметов древности, рукописей, столбцов и книг [14].
Весной в БАН поступили книги
церковно-славянской печати из Тихвинского монастыря, из библиотеки Мраморного
дворца [15]. В 1925 г. в Археографическую комиссию из г.
Тихвина были доставлены документы библиотеки Большого Тихвинского монастыря,
заключающие в себе акты, переписные книги и другие документы Большого Тихвинского,
Введенского Тихвинского, Кеврольского, Шунгского монастырей, а также Рёконской
пустыни [16]. 18 сентября 1926 г. в Архангельске состоялась передача документов
Антониева-Сийского монастыря (до 1700 г.
включительно) из Дома Книги им. М.В. Ломоносова в Постоянную
историко-археографическую комиссию (ПИАК) АН СССР [17]. В том же году в БАН была принята библиотека бывшей
Римско-католической Духовной Академии [18].
В эти годы немалую роль (впрочем, роль эта роль, как
и роль Главмузея, не была однозначно положительной) в
сохранении культовых зданий сыграла такая организация, как Главнаука. Зная об
активном взаимодействии Академии с этой организацией можно предположить немалую
роль и академических структур, что подтверждается многими фактами. После письма Главнауки, содержащего просьбу об экспертизе плана «Новая Москва»[19], 27 января 1927
руководство АН обратилось в Наркомпрос с письмом, в котором говорилось, что
«уничтожение такого замечательного архитектурного памятника, как Красные
Ворота, является недопустимым», в письме также указывалось на невозможность
снесения «церкви Рождества Богородицы в Столешниках, Гребеневской
церкви на углу Мясницкой и Лубянского проезда» [20].
Идея создания в этот период религиоведческого музея
была почти призрачной. Единственный довод, к которому могли прибегнуть
создатели подобного музея – антирелигиозная пропаганда. Антирелигиозные
выставки устраивались Политпросветом, который обращался за научной поддержкой в РАН. Так 1 марта 1921 г. на заседании
историко-филологического отделения РАН директора Азиатского музея и Музея
антропологии и этнографии дали согласие
на участие своих музее в устраиваемой Политпросветом выставке по истории
религий (но только в том случае, «если выставка ограничится популяризацией
научных данных» [21]). В 1923 году петроградскими
этнографами, заведующими отделов Музея антропологии и
этнографии РАН Л.Я. Штернбергом [22] и В.Г. Богоразом [23] было предложено создавать антирелигиозные
выставки из копий и репродукций экспонатов Музея антропологии и этнографии РАН [24]. Штернберг и Богораз стояли у
истоков российского религиоведения как
самостоятельной дисциплины [25], и не только. Их смело можно назвать в числе
тех людей, которые способствовали институциализации
отечественной этнографии, ведь 1917 года этнография не была предметом
университетского преподавания, и все этнографы в определенной мере были
самоучками [26]. И это касалось не только России, так один из основоположников современной
американской антропологии, Франц Боас [27], был по
специальности физиком. И когда в 1919 г.
в Географическом институте был основан этнографический факультет, то основную
роль в подготовке кадров этнографов сыграли сотрудники Музея антропологии и
этнографии: Л.Я. Штернберг, В.Г. Богораз, Д.К. Зеленин [28], а также Н.М. Маторин [29]. И именно благодаря усилиям этих «самоучек»
стал возможен русский этнографический прорыв 20-х – начала 30-х годов прошлого
столетия. Непременный секретарь АН СССР С.Ф. Ольденбург писал в 1927 г.:: «В этнографии мы заняли одно из самых выдающихся мест,
особенно благодаря количеству и разнообразию того этнографического материала,
который нами собран, и продуманности и новизне методом собирания и
исследования» [30]. И действительно, работы, написанные отечественные
этнологами в этот период, не утратили
актуальности до сих пор.
Стремление этнографов изучать религию совпало с
желанием власти разоблачать ее при помощи знания. Впервые и то и другое вполне
совпало при организации антирелигиозной выставки 1930 г.
15 января 1930 г. в «Правде» публикуется большая статья Емельяна
Ярославского «Воинствующий атеизм становится движением масс», где наряду с
отчетом о результатах антирелигиозной кампании выдвигалось предложение о
глобализации антирелигиозной пропаганды, которая должна идти в мировых масштабах.
А через день в Зимнем дворце в Ленинграде начинает работу антирелигиозная
выставка, подготовленная к 5-летию союза воинствующих безбожников совместными
усилиями сотрудников Государственного Эрмитажа и Музея антропологии и
этнографии. Торжественное открытие выставки состоялось через три месяца – «15
апреля в 13 часов в Белом зале бывшего Зимнего дворца» [31]. Устроители
выставки постарались воссоздать историю возникновения мировых религий: «В
первом зале были показаны история атеистической литературы и происхождение
земли и человека. Во втором зале, посвященном религиозным верованиям
первобытного общества, были собраны экспонаты, рассказывающие, как охота,
рыболовство, скотоводство и земледелие отразились в религиозных представлениях
разных племен. В третьем зале размещались коллекции экспонатов по иудаизму,
буддизму, христианству и исламу. Богораз-Тан широко
применял сравнительный метод. Так, например, над ста туей Зевса висело
изображение Саваофа, похожего на Зевса, икона трехликого Иисуса Христа сопоставлялась с фигурой
трехглавого Шивы. В четвертом зале помещался отдел «Искусство на службе
религии» в пятом зале — экспонаты по современному католицизму и православию. Во
время экскурсий воспроизводились шаманское камлание и церковная анафема, записанные на граммофонных пластинках» [32]. Выставка
пользовалась широкой популярностью, за время ее работы посетили 19 320 человек
[33]. Создание выставки стало первым этапом институциализации
отечественного религиоведения как научной дисциплины, что было отмечено современниками.
17 апреля в газете «Ленинградская правда» была опубликована статья
члена-корреспондента АН И.А. Орбели «Антирелигиозная выставка музея АН». В
статье отмечалась решающая роль Музея антропологии и этнографии в деле создания
выставки, Орбели писал: «главная мысль
шла из МАЭ, на МАЭ легла почти вся сумма работ». В заключении он
отмечал, что «выставку нужно рассматривать как своего рода обязательство,
вексель, даваемый научными работниками МАЭ, с показанием того, что они хотят и,
несомненно, смогут … дать для создания в Ленинграде настоящего антирелигиозного
музея». И действительно, вскоре, 7
сентября 1930 г. Президиум Академии наук рассмотрел отношение Центрального
Совета воинствующих безбожников по вопросу о превращении антирелигиозной
выставки в постоянный Антирелигиозный музей при АН. Такое преобразование было
признано необходимым, и академикам из различных отделений АН: языковеду и
археологу Н. Я. Марру и геологу А. А. Борисяку было
поручено разработать вопрос о создании антирелигиозного музея [34]. Через
полгода 28 апреля 1931 г. Академия наук приняла решение о преобразовании
Антирелигиозной выставки в постоянный Музей по истории религии [35]. Через две
недели, 13 мая, в АН СССР было доложено постановление Президиума ЦИК СССР об
утверждении Музея истории религии в числе самостоятельных учреждений АН. Было
создано организационное бюро в составе академиков Н. Я. Марра (председатель) и
С. Ф. Ольденбурга, будущего директора музея В. Г. Богораза, директора МАЭ Н. М.
Маторина и управляющего делами АН С. Б. Волынского
[36]. Их силами был разработан проект положения о Музее истории религии,
который был утвержден 11 июля 1931 г. на заседании Президиума АН. Исполняющим обязанности директора был назначен В. Г. Богораз [37].
Окончательное утверждение положения о музее состоялось 6 октября 1931 г [38].
Директором был назначен Богораз. Работавшие на выставке в Зимнем дворце Ю. П.
Францев, М. И. Шахнович, А. М. Покровский, В. И. Недельский, А. Н. Кочетов, Г. О. Монзелер,
Л. Н. Мануйлова и другие стали сотрудниками музея. Через год 15 ноября 1932 г.
в годовщину 15-летия Октябрьской революции состоялось открытие Музея истории
религии в помещении Казанского собора. Были представлены временные выставки:
«История Казанского собора» и «Религия и атеизм на Западе» [39]. В основу
концепции музея было положено представление об институте-музее, который сочетал
бы научно-исследовательскую и экспозиционную работу. Был создан музей эволюции
и типологии религий, одинаково интересный как для специалистов, так и для
маленьких посетителей, с интересом разглядывавших копии эллинистических
скульптур и ужасы инквизиции…
Сейчас, когда мы, устав от сражений
на фронте антирелигиозной, а позже и религиозной пропаганды, можем взглянуть на
этот музей, как на научное учреждение, аккумулировавшее в своих стенах
множество ценнейших экспонатов, а также воспитавшее несколько поколений ленинградских-петербургских религиоведов, приходится лишь
сожалеть о бездумном уничтожении части его ценнейшей экспозиции, пострадавшей
из-за стремительного переезда музея из Казанского собора на Почтамтскую улицу,
а также хочется пожелать удачи и терпения его сотрудникам, пытающимся
сейчас заново создать этот музей.
Примечания
1. Благодарю за помощь в подготовке статьи научного
сотрудника СПбФ ИИЕТ РАН к.и.н. И.В. Черказьянову, и д. ф. н., профессора СПбГУ М.М. Шахнович, дочь профессора М.И. Шахновича
(1911 – 1992), прошедшего в Музее истории религии путь от старшего научного
сотрудника до зам. директора по научной части.
2. Отчет о деятельности РАН за 1923 год. Л., 1924. С. 4.
3. ПФА РАН. Ф. 1. Оп. 1 а. Д. 169. Л. 12 об.
4. Чадаев В. Одной рукой мы создаем, другой мы разрушаем.
(Об уничтожении архивов)// Красная газета. – 1921.- 12 января.
5. Архивы Кремля.
Политбюро и церковь. 1922 – 1925 гг. Кн. 2 / Изд. подгот. Н.Н. Покровский, С.Г. Петров. Новосибирск – М.,
1998 С. 5 – 6.
6. Там же. С. 15 – 16.
7. Там же. С. 283 – 284.
8. ПФА РАН. Ф. 1. Оп. 1 а. Д. 171. Л. 28 об. – 29 об.
9.Архивы Кремля. С.228 – 230.
10.Там же. С. 229.
11. По инициативе наркома внешней торговли Л.Б.Красина еще в
феврале 1920 г. в Петрограде была создана экспертная комиссия (председатель —
М.Горький), которая отбирала для Антикварного экспортного фонда РСФСР произведения искусства. Церковная утварь
реализовывалась в основной на Ближнем Востоке, в Сербии, Болгарии, Армении и
Константинополе. Финифть, перегородчатая эмаль и скань хорошо продавались во
Франции и Англии. Архивы Кремля. С. 231; 272 - 274 См. Мосякин
А. Антикварный экспортный фонд //Наше наследие. 1991. № 2. С. 29—42; № 3. С.
35—48.
12. Архивы Кремля. С. 117 – 121.
13. ПФА РАН. Ф. 1. Оп. 1 а. Д. 171. Л. 183
14. ПФА РАН. Ф. 1. Оп. 1а. Д. 172. Л. 212.
15. Отчет о деятельности РАН за 1925 г. Л., 1926. С.50
16. Известия АН СССР. VI серия. Т. XIX. Л., 1925. С. 982
17. ОР ГПБ. Ф. 585. Оп. 1. Д. 736. Л. 6
18. ПФА РАН Ф.2. Оп. 1-1926. Д. 75. Л. 174 об.
19. 9 октября 1926 г. Музейный отдел Главнауки обратился в АН
с запросом по поводу осуществления плана реконструкции Москвы «Новая Москва». АН направила это письмо на заключение председателю ПИК (Постоянной
историко-археографической комиссии) С.Ф. Платонову (ПФА РАН. Ф. 2. Оп.
1-1926. Д. 1. Л. 72).
20. ПФА РАН. Ф.2. Оп.
1-1927. Д. 1. Л. 3-4.
21. Известия РАН. VI серия. Т. XVI. Л., 1922. С. 124.
22. Штернберг Лев Яковлевич (1861-1927), этнограф и
языковед. Член-корреспондент АН по Отделению исторических наук и филологии
(палеоазиатские языки) с 1924 г. Один из основателей Высших географических
курсов в 1916 г. и Географического института с 1918 г., руководитель и
профессор этнографического отделения при Ленинградском
восточном институте. Первым стал читать в университете курс
религиоведения? «Эволюция религиозных верований». В 20-е года – старший
этнограф зав. отделом Северной Америки Музея антропологии и этнографии . См. подробнее Гаген-Торн Н.И.
Лев Яковлевич Штернберг. М., 1975.
23. Богораз Владимир Германович (псевдоним – Н. А. Тан, от
имени Натан, данного при рождении, В. Г. Тан, Тан и др.) (1865–1936), этнограф,
писатель. Один из зачинателей изучения народов Севера. После
окончания таганрогской гимназии, он поступил в Санкт-Петербургский университете
на естественное отделение физико-математического факультета, через год перешел
на юридический факультет, но вскоре за участие в студенческих волнениях был
выслан обратно в Таганрог. Через несколько лет за участие в организации
«Народная Воля», и в частности в работе ее таганрогской и тульской типографий
был арестован, посажен на три года в Петропавловскую крепость, а затем в 1889
сослан на десять лет в Средне-Колымск. Где направил
всю свою неуемную энергия на изучение этого северного края. В составе «Сибиряковской» этнографической экспедиции, организованной
на средства И.М. Сибирякова, в качестве этнографа
обследовал Колымский округ. Богораз собирает этнографические материалы, ведет
дневник, изучает язык чукчей и эскимосов и пишет рассказы, которые публикует В.
Г. Короленко. В 1898 году по ходатайству Академии наук ему разрешают вернуться
в Петербург, где он выступает в Академии наук с докладом о своих
этнографических находках. С 1899 г. стали публиковаться его первые
этнографические труды. По возвращении из ссылки Богораз
принял участие в русско-американской Северо-Тихоокеанской «Джезуповской»
(отправленной на средства директора американского музея естественной истории
Мориса К. Джезупа (1830 – 1908) полярной экспедиции (1900 – 1902), изучавшей
племена северо-западной Америки и северо-восточной Азии с целью выяснения отношений
между Новым и Старым светом. Затем обрабатывал ее научные материалы в Нью-Йорке, где написал
свою знаменитую работу о чукчах (Bogoras W. The Chukchee. Vol. I – IV. Leiden – New York, 1904 – 1909), и где
сохранилось множество неопубликованных материалов, которые не потеряли
актуальности и по сей день. Затем Владимир Германович жил в Канаде
(среди духоборов), во Франции и Италии. В 1904 г. вернулся в Петербург.
Занимался научной работой, революционной деятельностью, публицистикой,
литературным творчеством. Совместно с К.И. Чуковском
редактировал собрание сочинений Г. Уэллса. В 1918 году стал хранителем Музея
антропологии и этнографии РАН. В 20-е годы был старшим
хранителем и заведующим отделом Средней и Южной Америки. Был одним из
инициаторов создания Института народов Севера и Музея истории религии АН СССР,
директором которого он стал.
24. Шахнович М.И. 25-летие Музея
истории религии и атеизма// Вопросы истории религии и атеизма. Вып. V. М.,
1958. С. 411.
25. Шахнович М.М.
Антропологическое религиоведение в российской академической науке в первой
четверти XX в. // Петербургская
Академия наук в истории академий мира. Материалы международной конференции. Т.
IV. СПб., 1999. С. 96 – 100.
26. Зеленин Д.К В.Г. Богораз – этнограф и фольклорист //
Памяти В.Г. Богораза (1865 – 1936). Сб. ст. М.-Л., 1937. С. V.
27. Богораз был хорошо знаком с Боасом, состоял с ним в переписке (АРАН, Ф. 250. Оп.
3. Д. 123)
28. Зеленин Дмитрий Константинович (1878 – 1954). Этнограф,
диалектолог, фольклорист. Член-корреспондент АН по Отделению русского языка и
словесности (этнография и языкознание) с
05.12.1925.
29. Маторин Николай Михайлович
(1898-1936), этнограф, фольклорист, организатор научной и музейной работы. В
196 г. после окончания Царскосельской гимназии
поступил на историко-филологический факультет Петроградского университета, но
был призван на военную службу. С 191 г. – член РКП(б),
с 1920 г. на партийной работе. С 1924 г. преподавал в Географическом институте,
с 1928 г. – доцент этнографического факультета Географического института, с
1931 г. – профессор, ведущий специалист по проблемам религиоведения. В конце
20-х годов он смог объединить исследователей в области религиоведения (А.И. Клибанов, Н.Н. Волков, А.А. Невский, М.И. Шахнович и др.). С 1930 г. - заместитель председателя
Комиссии по изучению племенного состава страны АН СССР. В 1929-1933 гг.,
директор Института антропологии и этнографии АН СССР в 1930-1933 гг., один из
организаторов Музея истории религии. Арестован в 1935
г. Расстрелян в 1936 г. См. подробнее Решетов А.М.
Репрессированная этнография // Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып. 4.
СПб., 1994. С. 213 -216.
30. Ольденбург С.Ф. Положение нашей науки среди науки
мировой // Наука и техника СССР 1917 – 1927 / Под. Ред А.Ф. Иоффе, Г.М.
Кржижановского, М.Я. Лапирова-Скобло, А.Е. Ферсмана.
М., 1927. С. 47.
31. Ленинградская правда. – 1930. –
15 апреля.
32. Шахнович М.И. 25-летие Музея
истории религии и атеизма// Вопросы истории религии и атеизма. Вып. V. М.,
1958. С. 412.
33. Отчет о деятельности АН СССР за за 1930 г. Л., 1931. С. 266.
34. ПФА РАН. Ф. 2. Оп. 1-1930. Д. 140. Л. 131; Д. 122. Л.
175-178.
35. ПФА РАН, Ф. 1. Оп. 1-1931. Д. 257. Л. 16, 19-20об., 21,
21об., 22-29.
36. ПФА РАН. Ф. 2. Оп. 1-1931. Д. 82. Л. 116, 117, 122-123.
37. ПФА РАН. Ф. 2. Оп. 1-1931. Д. 31. Л. 144.
38. ПФА РАН. Ф. 1. Оп. 1-1931. Д. 257. Л. 47, 47об., 48,
48об., 49
39. Отчет о деятельности АН СССР за 1932 г. С. 212; ; Отчет за 1933 г. С. 245.