ПОСЛАНИЯ ИВАНА ГРОЗНОГО АНДРЕЮ КУРБСКОМУ
Первое послание Андрею
Курбскому было написано 5 июля 1564 г. в ответ на послание Курбского.
Послание печатается по изданию: Послания Ивана Грозного / Подгот. текста Д.С.Лихачева, Я.С.Лурье. Пер. Я.С.Лурье.
Ред. В.П.Адрианова-Перетц. М., 1951. С.283-328.
Бог наш Троица... - Послание открывает титулатура
Ивана Грозного, которая начинается с обширного богословского введения. В
посланиях Грозного земной порядок описывается как отражение небесной иерархии.
Особенная роль при этом отводится Св. Троице. Проповедь тринитарной концепции
во второй половине XVI века приобрела особую важность из-за распространения ересей.
...крест честной первому из благочестивых царю Константину...
-
Константин Великий (286 - 337 гг.) – римский император,
утвердивший христианство в качестве государственной религии
Римской империи. Вскоре после I Вселенского собора его мать - императрица Елена приехала в Иерусалим на
поиски Гроба Господня. В результате на месте Голгофы были построены базилика и
ротонда Св. Гроба, там же были обретены три креста и таблица с надписью имени
Иисуса. Фигура Константина Великого - знаковая для русской культуры. Её роль
возрастает в XV - XVI вв., когда древнерусские книжники часто прибегают к сопоставлению
исторических функций Константина и русских «государей и самодержцев» в деле
утверждения самодержавной власти и борьбы с еретиками.
...от великого царя Владимира... - Отсюда начинается изложение родословия
Ивана Грозного. При этом он опирается на цикл произведений, объединяемых
названием «Сказание о князьях владимирских», в которых была воплощена концепция
священной преемственности русской
государственности и царственности по отношению к римскому и константинопольскому
наследию.
... князь Андрей Михайлович Курбский, изменнически пожелавший быть
Ярославским князем.... - Курбский
происходил из рода князей Ярославских, и в посланиях неоднократно называл себя
«Ярославским владыкой».
... ваши друзья и слуги... - Речь идет о бежавших в Литву знакомых и
слугах Курбского. Под первыми, очевидно, подразумевались князья Заболоцкие -
Владимир Семенович и Иван Иванович, Михаил Оболенский и др. Под слугами имелись
в виду не только слуги Курбского - братья Калыметы, К.Зубцовский и др., но и не служившие ему «худые» (не
знатные) люди, такие как, Тимоха Тетерин и Марк Сарыхозин. Послам предписывалось различать эти две группы
перебежчиков, и беседовать только со
знатными («радными»), «а с худым того не говорити, худому излаяв, да плюнути
в глаза, да и пойти прочь».
Как же ты не стыдишься раба своего Васьки Шибанова? - Первое послание
царю, ответом на которое является это послание, Андрей Курбский, согласно
рассказу XVII века, отправил со своим слугой Василием Шибановым. Грозный, принимая
послание на Красном крыльце, пробил Шибанову ногу жезлом и, стоя перед
пригвожденным гонцом, выслушал его до конца.
...присоединился к врагам христианства... - «Врагами христианства» Иван
Грозный называет Великое княжество Литовское и Польшу, обвиняя их в разорении
церквей и непоклонении иконам. В русской летописи под
1561 годом записано: «безбожная Литва поклонение святых икон отверьгше, святые иконы пощепали ... и церкви разорили и
пожгли и крестьянскую веру и закон оставльше и люторство восприяша».
... наватская ересь... - Здесь идет речь о
ереси новациан. Новациане
считали, что церковь является сообществом святых, поэтому все грешники должны
быть отвергаемы.
... самодержавие находится под властью известного попа... - Речь идет о Сильвестре (в иноках Спиридоне) (ум. до 1577) - священнике
Кремлевского Благовещенского собора. Сведения о его роли в политической жизни
России 1540-1550-х гг. плохо документированы и противоречивы. С уверенностью
можно говорить лишь о том, что он принимал в эти годы участие во многих
мероприятиях, которые были направлены на создание таких «нормативных»
памятников, как «Домострой» и «Степенная книга». В 1560 г. Сильвестр
был сослан в Соловецкий монастырь. Его семьи репрессии не коснулись, сын Сильвестра - Анфим, в 1561 г. был
послан дьяком в Смоленск.
Устраивал же я игры... - Речь идет, возможно, о неких полуязыческих забавах, запрещенных Стоглавым собором, но
при дворе случавшихся. Об одной из таких «потех» рассказывает летопись: «И тут
была у него потеха: пашню пахал вешнюю и з бояры сеял гречиху, и иныя
потехи: на ходулех ходил и в саван наряжался»
...Алексеем... - Алексей Федорович Адашев (1530-е - нач.
1561) с 1547 г. принимал активное участие в политической жизни страны, был
участником практически всех военных походов царя Ивана Васильевича. С марта
1553 г. входил в «ближнюю думу» царя. В 1560 г. был отправлен в Ливонию и
вскоре умер в Дерпте от «огненного недуга». Все родственники Адашева были
казнены.
Разве не говорил Иоанн Лествичник: «видел я
насильственно обращенных в монахи, которые стали праведнее вольных»? - Иоанн Синаит (483-563 г.), был прозван Лествичником
по названию созданного им аскетического трактата «Лествица
райская». «Лествица» состоит из 30 бесед,
адресованных инокам, стремящимся к духовному самосовершенствованию, наибольшим
препятствием на пути к которому являются страсти.
Много было насильно постриженных и получше Тимохи...
- Тимофей (Тихон) Тетерин-Пухов был насильно
пострижен в Сийском монастыре, откуда сбежал в конце
50-х годов в Литву.
...божественный Златоуст и великий Афанасий...- Иоанн Златоуст
(ок.350-407 гг.), христианский философ и богослов, оставивший после себя
огромное литературное наследие. Его труды были широко известны в Древней
Руси. Афанасий Александрийский (293-373)
- один из наиболее почитаемых на Руси Отцов церкви. Здесь речь идет о
толкованиях Златоуста и Афанасия Александрийского на Евангелие от Матфея (23,
30).
...власть священника и управителя с царской властью несовместима...- В этой части послания Иван Грозный, отстаивая
суверенитет царской власти и отличие ее от священнической, иллюстрирует свои
тезисы ветхозаветными рассказами о борьбе государей с непокорными подданными.
С этого времени Греческая держава стала делиться и оскудевать. - Грозный
рисует историю распада Византии как историю нараставшего раздора между царской
и «святительской» властями.
... с великим князем Димитрием-внуком...- Князь
Дмитрий Иванович, внук великого князя Ивана III, в 1497 г. был венчан Иваном III на царство. В 1502 г.
был заточен, и в правление великого князя Василия III убит.
...как жестоко я страдал из-за вас от юности...- С этого места начинается
подробное изложение биографии Ивана Васильевича Грозного, от смерти его отца
Василия III в 1533 г., недолгого правления матери Елены Глинской (ум. 1538 г.),
которое сопровождалось непрерывными мятежами боярско-княжеских группировок
Бессмертным я себя не считаю... Я же верю в Страшный суд...- Иван Грозный отрицает обвинения в ересях,
суть которых сводилась к отрицанию бессмертия человеческой души и возможности
Страшного Суда. При этом царь сам обвиняет Курбского в склонности к
манихейству. Сторонники различных ветвей этого учения верили в несовершенство
материального мира и его катастрофичность. Они считали, что миром правит не
Бог, а Сатана, а справедливость вернется в мир лишь после Страшного Суда. Отрицая возможность плотского воплощения
Бога, они считали, что плотское тело Иисуса Христа было лишь иллюзией, поэтому
они не поклонялись Богородице, отрицали святость икон и т.д.
сказано об этом в послании
божественного [Дионисия]... - Речь идет о Дионисии Ареопагите
(в научной традиции Псевдо-Дионисий Ареопагит), которому приписывается цикл философских
сочинений - «Corpus Areopagiticum», состоящий из четырех книг: «О
божественных именах», «О таинственном богословии», «О небесной иерархии» и «О
церковной иерархии». Эти произведения стали популярны среди русских книжников с
XV в. К ним неоднократно обращались Нил Сорский,
Иосиф Волоцкий и др. Грозный цитирует послание Дионисия Ареопагита
иноку Димофилу, которое было включено митрополитом Макарием в Великие Минеи Четьи (Октябрь 1-3).
ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ ИВАНА
ГРОЗНОГО КУРБСКОМУ
Второе послание Андрею Курбскому было написано в 1577 году после удачного
похода в Ливонию, когда были взяты почти все крепости (за исключением Ревеля и Риги).
Курбскому оно было послано через захваченного в плен предводителя
польских войск в Ливонии князя Александра Полубенского.
Послание печатается по изданию: Послания Ивана Грозного / Подгот. текста Д.С.Лихачева, Я.С.Лурье. Пер. Я.С.Лурье.
Ред. В.П.Адрианова-Перетц. М., 1951. С.385-388.
... превзошедшему беззакония Манассии...-
Согласно Библии царь Манассия отказался от единого
Бога и восстановил поклонение идолам.
...животворящим своим крестом низложил Амалика
и Максентия... - Амалик
(Исх. 17, 8-16) - враг израильтян, был разбит, как и Максенций
- противник Константина Великого. Победа над Максенцием
(312 г.) сопровождалась видением креста с надписью: «Тем побеждай, цареве Константину».
Его дочерям покупают всякие украшения, это благословенно и хорошо, а
моим дочерям — проклято и за упокой.
- У постриженного в 1572 г. Д.Курлятева были две дочери, насильно постриженные вместе с
ним. Дочери Ивана Грозного от Анастасии умерли в раннем детстве.
...с женою моей зачем вы меня разлучили? - Речь идет о смерти царицы Анастасии
Романовны.
А зачем вы захотели князя Владимира посадить на престол...- Речь идет о
князе Владимире Андреевиче Старицком, внуке Ивана III. До своей казни в 1569
г. он представлял опасность для царя как возможный претендент на престол.
... сила животворящего креста, победившая Амалика и Максентия, завоевывает
крепости...- Чудом объясняет Иван Грозный добровольную сдачу многих городов
Ливонии в 1577 г
ПОСЛАНИЕ АНГЛИЙСКОЙ КОРОЛЕВЕ ЕЛИЗАВЕТЕ
Усиление
политического, культурного и экономического взаимодействия России и
Запада начинается в конце XV века, когда прекращаются
традиционные контакты с попавшим под власть турок Константинополем и возникает
конфликт с принявшей Флорентийскую унию греческой церковью. Благодаря
территориальной близости наиболее тесные отношения устанавливаются у России с Германией, но
постепенно развивается интенсивное дипломатическое, торговое и культурное
взаимодействие с Британией. Русские послы впервые посетили Британию еще в 1524
году, но постоянные торговые и дипломатические отношения начинаются в 1553 г. в
царствование Эдуарда VI. В феврале 1554 года грамотой царя Ивана Васильевича Грозного была
разрешена беспошлинная торговля между нашими странами (ранее русско-британским
отношениям, возможно, противодействовал Ганзейский союз). В правление королевы
Марии Тюдор (Кровавой) и ее мужа испанского короля Филиппа, Русь получала из
Англии вооружение, а также специалистов, и в первую очередь врачей. С их
помощью на Русь проникали современные натурфилософские знания, ведь «врач» в
средневековье, это человек хорошо образованный, знающий толк не только в
медицине, но и в гуманитарных науках, а также в астрологии. Экономические
отношения между Англией и Москвой были продолжены и в правление Елизаветы,
вступившей на английский престол в 1558 г. после смерти своей сестры. После
смерти Ивана Грозного эти контакты прерывались, так в правление Бориса Годунова
для обучения в английских университетах были направлены студенты.
Послание английской королеве
Елизавете I было написано Иваном Грозным в связи со сложностями, возникшими в сфере
дипломатических и торговых отношений между Россией и Англией. Среди основных
проблем, затронутых в послании: союзные отношения двух стран, их общие друзья и
враги, помощь людьми, казной и припасами, свободный пропуск мастеров и
ремесленников на Русь, свободный вывоз товаров и оформление договоров печатями.
Послание печатается по
изданию: Послания Ивана Грозного / Подгот. текста
Д.С.Лихачева, Я.С.Лурье. Пер. Я.С.Лурье. Ред. В.П.Адрианова-Перетц.
М., 1951. С.329-333.
...у нашей крепости на Двине. - Ричард Ченслер
в августе 1553 г. пристал к устью реки Сев.Двины у
Никольского Корельского монастыря. Ченслер был участником экспедиции, организованной для открытия
северного морского пути в Индию. Английским королем Эдуардом IV экспедиции были даны
грамоты «всем царям, государям и владыкам и всяким судиям земли и вождям ее». Р.Ченслер был доставлен в Москву.
...Ричард Ричардов и Ричард Грей. - Речь идет о второй поездке Ричарда Ченслера в Москву в 1555-1556 гг.
...Осипа Григорьевича Непею. - 14 февраля 1557
г. в Лондон прибыл русский посол О.Г.Непея.
Посольство пострадало во время кораблекрушения у берегов Шотландии.
Кораблекрушение произошло 10 октября 1556 г., во время его погиб Ричард Ченслер. Но Непея благополучно
прибыл в Лондон, где по заданию Ивана IV вел переговоры с королевой Марией
Тюдор (Кровавой) и ее мужем испанским королем Филиппом II. Династии Габсбургов
(Филиппу II и его дяде, императору Фердинанду I) в этот период была нужна дружба с
Москвой, которая еще не начала войну с Ливонией, но уже боролась с Крымом и
Турцией - противниками Габсбургов. Содержание переговоров до сих пор остается
неизвестным, поскольку поручения Ивану IV через Непею
были переданы устно. Согласно сообщениям современников (однако, не
подтвержденным документально), Непея привез из Англии
большое количество оружия для войны с Турцией.
...посланника твоего Антона Янкина.- Антони Дженкинсон приезжал в Москву в 1567 г. Через него Иван
Грозный передал английской королеве предложение о союзе «против всех своих
врагов». Царь также просил королеву о присылке корабельных мастеров и военного
снаряжения в Россию, а также о взаимных гарантиях убежища. В это же время
русские послы вели в Швеции переговоры о ратификации российско-шведского
договора.
...купца Ральфа Иванова.- Речь идет о купце Рудольфе Рюттере
...в Ругодив приехал твой подданный, англичанин
Эдуард Гудыван...-
В 1567-1568 гг. в Нарву, бывшую русским городом с 1553 г. приезжал представитель
«Московской компании» Эдуард Гудмен. В 1568 г. туда
прибыл представитель этой же компании Джордж Мидлтон
(Юрий Милдентов).
...посол Томас Рандольф...- Выдающийся
английский дипломат Томас Рандольф, неоднократно
исполнявший поручения королевы Елизаветы в Англии, Шотландии и за пределами
Британии, прибыл в Россию в июле 1568 г. и через полгода был принят царем.
...князя Афанасия Михайловича Вяземского, печатника своего Ивана
Михайлова и дьяка Андрея Васильева...- Речь идет об известном деятеле опричнины
князе А.И.Вяземском, дьяке и хранителе печати Иване Михайловиче Висковатом, оказывавшем большое влияние на внешнюю политику
России (оба казнены в 1570 г.) и дьяке Андрее Васильевиче Монастыреве Безносове (погиб в 1570 г. во время похода Ивана Грозного
на Новгород).
...посла Андрея Григорьевича Совина.- Русский
посол А.Г.Совин вел переговоры в Лондоне в 1569-1570
гг. Результаты переговоров были неутешительны для Ивана Грозного. Отказав в
прямой военной помощи царю, английская королева предлагала ему посредническую помощь, и, отвергнув предложения о взаимном
оказании убежища, она предлагала Ивану IV прием в Англии в том случае, если он
будет «вынужден покинуть Россию».
ОТВЕТ
ГОСУДАРЕВ ЯНУ РОКИТЕ
Прения царя Ивана Васильевича Грозного с пастором Общины
чешских братьев (ветвь гусизма) Яном Рокитой произошли 10 мая 1570 года, а 18 июня Роките уже был вручен «Ответ государев» - роскошно
переплетенный в парчу с жемчугами фолиант.
Древнерусский текст «Ответа государева Яну Роките» был опубликован в издании: Древнерусских
полемических сочинениях против протестантов // Чтения в обществе истории и
древностей российских. М., 1878. Кн.2. Вып.1.
...так и вы - кознодеями...- Польск. koznodeieja - проповедник. Так Иван Грозный переименовывает проповедника Яну Рокиту в кознодея - человека,
строящего козни, лжеучителя. Далее он называет так всех протестантов.
... из-за преступления, совершенного Адамом, мы все рождаемся под завесою
плоти и осуждены умирать...- Речь идет о грехопадении. Согласно христианским
представлениям оно исказило человеческую
природу и обрекло потомство Адама и Евы на вечные страдания, на смерть телесную
и духовную. Хотя
смерть и воспринималась в средневековье как естественный процесс, но
многие полагали, что этот естественный
процесс сверхъестественно управлялся. Смерть, как считали в средневековье, появилась в результате первородного греха,
точно также и смерть индивидуума находилась в зависимости от его грехов.
Спасение от смерти и вечная жизнь также стали возможны благодаря смерти,
главной смерти в христианской истории человечества - крестной смерти Христа.
Смерть на Голгофе, которая по преданию была местом захоронения Адама, а то и
вовсе насыпью над его огромным черепом (что отражено в иконографии «Распятия»,
где у подножия креста череп Адама) избавила человечество от смерти, дав ему
истинную вечную жизнь после смерти: «смертию
смерть разрушил еси».
...Льва Исавра Иконоборца, и сына его
Константина Гноетезного, и Льва Армянина, и Феофила
Богомерзкого, святым досадителя...- Лев III Исавр
(717 - 774 гг.), Константин V Копроним (741 - 775 гг.), Лев V Армянин (813 - 820 гг.), Феофил (829
- 842 гг.) - византийские императоры-иконоборцы.
...к Второзаконию прибегаешь... - Второзаконие - название пятой книги из
Пятикнижия Моисеева, это название дано греческими переводчиками, поскольку она
представляет собой повторение законов, изложенных в предшествующих пяти книгах
Библии. Иконоборцы, выступая против почитания икон, помимо текстов новозаветных
(Ин. 4, 24; 1, 18; 5, 37), где говорится, что Бог есть дух, опирались на Второзаконие (Втор. 5, 8): «Не
сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на
земле внизу, и что в водах ниже земли». Любые антропоморфные изображения Христа
они считали идолопоклонством.
...Закону Моисееву...- «Законом Моисеевым» в Евангелии от Луки (Лк.24,44)
названо Пятикнижие Моисеево (пять первых книг Ветхого Завета), содержащее
основы иудейского вероучения. «Закон Моисеев» входил в состав греческих
рукописей юридического содержания, он включал ветхозаветные нравственные
предписания, и в частности десять заповедей («десятисловие»),
по преданию начертанных Яхве на каменных скрижалях.
...и ели жертвы бездушных... - Грозный приводит цитату из Псалтыри (Пс. 105, 28), в котором рассказывается о том, что после
победы над мадианитянами евреи ели жертвенное мясо,
которое было предназначено идолам.
... Как Моисей двух золотых херувимов создал в святая святых...- Здесь
Грозный, отстаивая возможность поклонения образам, изготовленным из различных
материалов, пользуется теми же аргументами, что и Иосиф Волоцкий, который в
«Просветителе» писал, что резные, литые и вышитые изображения были и у иудеев (Исх. 25, 18; Евр.
9, 4-6).
...как кровоточивая жена исцеленная от раны, божественный образ Христов в
меру возраста Господня из меди отлила. - Историк церкви Евсевий
Памфил (260 - 340 гг.) описывает скульптурную группу, которая по
преданию была воздвигнута женщиной, исцеленной Христом от кровотечений. Перед
входом в свой дом на высоком камне она поставила медное изображение
коленопреклоненной женщины с простертыми руками, напротив нее - прямую фигуру мужчины, о которой говорили,
что эта статуя является образом Христа.
Что о лиддской
церкви... - Речь идет о мозаичном образе Богоматери с младенцем. Согласно
преданию, он возник на колонне в
построенной руками апостолов церкви г. Лидда
(недалеко от Иерусалима). Во времена правления императора Юстиниана Отступника
(361-362), пытавшегося возродить язычество, пытались уничтожить это
изображение. Однако, как рассказывает легенда, под отбитой мозаикой на колонне
вновь и вновь появлялось красочное изображение Богоматери.
И об Энее. - Византийские источники также рассказывают о нерукотворной
иконе, которая появилась в храме неподалеку от г.Лидды.
Эта церковь была построена Энеем в память о его чудесном исцелении апостолами
(Деян.9, 32-35). В строительстве Энею помогали другие ученики Христа из
семидесяти (Лк. 10, 1-24). В западной части храма появилась колонна с
изображением женской фигуры, облаченной в пурпурные одежды. Изображение было
окружено надписью «Мария и Матерь Назорея и Царя
Христа».
... о святом Епифании Кипрском... -
Епифаний Кипрский (367-403), известный богослов. В
своих трудах он отвергал достоверность изображения апостолов, пророков и
Христа, считая, что живописцы изображают их в соответствии со своей фантазией и
для собственного удовольствия. К текстам Епифания
обращались иконоборцы на соборе 754 г. в Иерии
ПОСЛАНИЯ ШВЕДСКОМУ КОРОЛЮ
ЮХАНУ III
Англия была не единственным западным государством, с которым
Иван Грозный стремился установить дружественные контакты. В 1566 г. шведский
король Эрик XIV предложил царю заключить договор о союзе и взаимной помощи, который и
был подписан год спустя в Александровской слободе. Для ратификации договора
русские послы отправились в Швецию, но во время их пребывания там, в 1568 г.,
Эрик XIV был свергнут, и к власти пришел Юхан III. Союз не удался. Но
через четыре года, в течении которых Юхан трижды
присылал в Россию своих послов, Иван Грозный согласился на заключение договора
со Швецией, в связи с чем и были написаны два послания шведскому королю (1572 и
1573 гг.)
Послания шведскому королю Юхану III были написаны в 1572 и
1573 гг.
Послания печатаются по изданию: Послания Ивана Грозного / Подгот. текста Д.С.Лихачева, Я.С.Лурье. Пер. Я.С.Лурье.
Ред. В.П.Адрианова-Перетц. М., 1951. С.334-350.
ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ ШВЕДСКОМУ КОРОЛЮ ЮХАНУ III
...присылал Павла, епископа Абовского...-
Павел, епископ Абовский, Антон «Оловеев»
(Тоне Ольсен) в составе шведского посольства прибыли
в Москву в 1569 г., но не принятые царем, были сосланы в г. Муром, где
находились вплоть до января 1572 г. В 1572 г. они были отпущены в Швецию с грамотой
Юхану III, содержащей условия перемирия.
...Михаилу Кайбуловичу Астраханскому...- Михаил Кайбулович,
сын астраханского царевича Кайбулы перешел на русскую
службу в 1552 г. В 1571-1572 гг. царь поставил его во главе боярской думы с
титулом «царевича Астраханского».
...Андрус Нилищев...-
Грамота А.Нильсена, наместника шведского короля в
Выборге, была формальным поводом к написанию этого послания Иваном Грозным. В
своей грамоте наместник утверждал, что царь просит мира у шведского короля.
...брат твой Эрик обманом хотел нам дать жену твою Катерину...- В
качестве обеспечения мирного договора между Россией и Швецией, король Эрик XIV в 1567 г. обязывался передать Ивану
Грозному жену своего брата Юхана - Катерину Ягеллон,
которая была сестрой польского короля.
...крымскому хану без нас от наших воевод досталось... - В 1572 г.
русские войска под командованием М.И.Воротынского одержали победу над крымским
ханом на р. Лопасне (в Молодях).
ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ ШВЕДСКОМУ КОРОЛЮ ЮХАНУ III.
Ты прислал к нам через пленника свою грамоту...- Во время похода
1572-1573 гг. в северную Ливонию Иван IV получил от Юхана
III ответное послание, текст которого не сохранился.
...был ли твой дед на престоле...- Дед шведского короля не царствовал,
отец Юхана III Густав Ваза стал королем в
результате свержения власти датских королей над Швецией. Некоролевское
происхождение рода Ваз стало поводом для насмешек царя, который считал шведских
королей не равными себе.
...с наместниками Новгородскими...- Традиционно контакты России и Швеции
шли через Новгород.
...еще при князе Юрии... - Речь идет о событиях XIV века, когда
новгородцам приходилось неоднократно вступать в военные конфликты со шведами.
...наших великих послов ... велел ограбить и обесчестить...- Русские
послы, прибывшие в 1567 г. к королю Эрику XIV для ратификации мирного договора,
после дворцового переворота, приведшего к власти короля Юхана,
были лишены дипломатического иммунитета, ограблены и до мая 1569 г. были в
заключении.
А что ты писал о своем брате, короле Эрике... - Юхан
III обвинял Ивана Грозного в тайных сношениях со своим противником -
низложенным монархом Эриком XIV и в обещаниях помочь узнику.
...о великом государе самодержце Георгии-Ярославе...- Речь идет о великом
киевском князе Ярославе Мудром (Георгий - христианское имя Ярослава).
...мы ведем род от Августа кесаря...-
О своем происхождении от Августа Иван Грозный неоднократно заявлял в
посланиях главам других государств.
КАНОН АНГЕЛУ ГРОЗНОМУ ВОЕВОДЕ
Временем написания «Канона Ангелу Грозному Воеводе» считается 1572 или 1573 г., когда Ивана
Грозного из-за тяжелой болезни («Временник Ивана Тимофеева») преследовал страх
смерти.
Древнерусский текст
«Канона Ангелу Грозному Воеводе» опубликован в издании: Канон и молитва Ангелу
Грозному воеводе Парфения Уродивого
/ Подгот. текста и публ.
Д.С.Лихачева // Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986. С.372-373.
ПОСЛАНИЕ В
КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Послание Ивана Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь,
написанное в 1573 г. было ответом братии
Кирилло-Белозерского монастыря на ее просьбу о разрешении конфликта между
Иваном Шереметевым (в иночестве Ионой) и Василием Собакиным (в иночестве Варлаамом), монастырские власти в этом конфликте
поддерживали Шереметева. О значимости этого послания для древнерусской культуры
говорит то, что оно дошло в большом количестве списков (свыше двадцати).
Послание печатается по изданию: Послания Ивана Грозного / Подгот. текста Д.С.Лихачева, Я.С.Лурье. Пер. Я.С.Лурье.
Ред. В.П.Адрианова-Перетц. М., 1951. С.351-369.
Сам вечно среди всякого злодейства...- Первая часть послания представляет
собой исповедь Ивана Грозного. Исповедь занимает важнейшее место в
древнерусской культуре, поскольку покаяние - личный диалог человека и Бога. По
учению церкви исповедь должна была обнимать решительно все мыслимые и
немыслимые грехи. За всякий неисповеданный грех
христианин имеет быть «истязан» в загробном мире на
«мытарствах». Страх перед «истязанием» был главным доводом, побуждающим к
искренней исповеди.
...великий светоч Кирилл...- Кирилл Белозерский (в миру Козма) (1337-1427) - основатель Кирилло-Белозерского
Успенского монастыря.
...есть и у вас Анна и Кайафа - Шереметев и
Хабаров, и есть Пилат - Варлаам Собакин...- Иван Васильевич Большой-Шереметев
- политический и военный деятель 50-х гг.
По подозрению в измене он был арестован в 1564 г. и пострижен в
Кирилло-Белозерском монастыре, в 1573 г. отозван в Москву и казнен. Иван
Иванович Хабаров - насильно пострижен в том же монастыре. Василий (Варлаам)
Собакин - родственник жены Ивана IV - Марфы Собакиной, после её смерти
пострижен в 1572 г., в 1573 г. отозван в Москву. Они передали свои владения в
качестве монастырского вклада при пострижении, и фактически содержали
монастырь, обеспечив тем самым себе некоторые послабления в строгой монастырской
жизни. Подобные нововведения были восприняты Иваном Грозным как отказ от устава
Кирилла Белозерского и разрушение созданного им монашеского жительства.
... Сергий, Кирилл, Варлаам, Дмитрий и Пафнутий...- Речь идет об основателях русских монастырей: Сергие Радонежском, Кирилле Белозерском, Варлааме Хутынском, Пафнутие Боровском и др.
... описанного в «Лестнице»...- Имеется в виду «Лествица
райская» Иоанна Лествичника (VI в.).
И вы еще прислали с ним к нам подарки, да к тому же ножи...- Преподнесение
в дар ножа считалось плохой приметой или прямым оскорблением. Так нож послал
Грозному в 1571 г. хан Девлет-Гирей после разорения
Москвы крымцами. Дар был отвергнут.
ПОСЛАНИЕ
ВАСИЛИЮ ГРЯЗНОМУ
Послание Василию
Григорьевичу Грязному-Ильину было написано в 1574 г. Оно было ответом на
послание Грязного, в котором тот просил о выкупе из крымского плена.
Послание печатается по изданию: Послания Ивана Грозного / Подгот. текста Д.С.Лихачева, Я.С.Лурье. Пер. Я.С.Лурье.
Ред. В.П.Адрианова-Перетц. М., 1951. С.370-371.
Писал ты, что за грехи взяли тебя в плен... - Василий Грязной был взят в
крымский плен на берегу р. Молочной.
...вас, неженок, умеют ловить... - Здесь мы сталкиваемся с любимым
приемом «кусательного стиля» Грозного - унизить и
оскорбить противника. Ведь Грозному было известно как из письма Грязного, так и
из сообщений других источников, что Василий Грязной отчаянно сопротивлялся крымцам, двадцать два из которых были им ранены, а шесть он
до смерти перекусал «над собою».
...в Москве. - В мае 1571 г. Москва была сожжена войсками крымского хана Девлет-Гирея.
Ты объявил себя великим человеком... - Попав в плен, Грязной заявил, что
он приближенный царя, поэтому крымцы и решили, что
его можно выменять на Дивея - полководца и ближайшего
сподвижника хана Девлет-Гирея.
...мы вас, холопов, приближали,
желая от вас службы и правды... - Речь идет об опричнине (1565 - 1572 гг.).
После ее отмены многие опричники были казнены или подверглись опале «за
измену».
...в Алексине...- Алексин - город до 1566 г. принадлежавший князьям
Старицким. В 1566 г. эта территория была взята в опричнину.
...а ты в станице у Пенинского был чуть ли не в охотниках с собаками... -
Князья Пенинские-Оболенские служили князьям Старицким. Иван Грозный упрекает Грязного,
что тот был едва ли не псарем у Пенинских.
...за тебя бы в обмен Дивея не просили... -
Мурза Дивей из ногайского племени Мансуров был взят в
плен в 1572 г. Сведения о его дальнейшей судьбе противоречивы. Согласно
заявлению Грозного, он умер в 1576 г., но зарубежные источники утверждали, что
мурза перешел на службу царю.
ПОСЛАНИЕ
ПОЛУБЕНСКОМУ
Послание вице-регенту
Ливонии Александру Ивановичу Полубенскому было
написано в 1577 г. Оно открывает ряд посланий, отправленных Иваном Грозным во
время победоносного похода 1577 г. в Ливонию. Это «многословное» послание было
явно рассчитано на то, что с ним ознакомится не только вице-регент
Полубенский, но и его сюзерен, король Речи Посполитой - Стефан Баторий.
Послание печатается по
изданию: Послания Ивана Грозного / Подгот. текста
Д.С.Лихачева, Я.С.Лурье. Пер. Я.С.Лурье. Ред. В.П.Адрианова-Перетц.
М., 1951. С.374-381.
Трисолнечного божества...- Образ “трисолнечного божества”
традиционен для христианства. В Житии Андрея Юродивого дается одно из
символических толкований этого образа: “Речем же инако: солнце есть Бог, а зоря его Сын, свет огнезарен утешитель Дух”
(Великие Минеи-Четьи, октябрь, дни 1-3. СПб.,
1870. С.112).
И затем создал бог человека...- Отсюда начинается длинное повествование
о всемирной истории царской власти от
начала Бытия и до Грозного. Здесь
излагается официальная политическая доктрина Ивана IV, главными пунктами
которой были: представление о самодержавии как богоизбранной
наилучшей форме правления; утверждение о происхождении московских царей от
римского императора Августа; доказательство древнего происхождения символов
Московского царства - царских регалий, используемых при поставлении
на царство.
... князя Александра Ивановича Полубенского,
дудку, пищалку, самару, разладу, нефиря
(все это — дудкино
племя!)...- В подлиннике: «Полубенскому, дуде, пищали, самаре,
разладе, нефирю (то всё дудино
племя!)». В современной литературе есть два толкования этого фрагмента. Так
А.М.Панченко было высказано предположение, что речь идет о предках Полубенского («дудино племя» -
потомки Василия Дуды Родиона Квашнина). Но с другой стороны «дуда» или «дудука», как и «пищаль», обозначает «болтать вздор, врать».
Эти выражения использует и постоянный оппонент Грозного - Курбский, во «Втором
послании Кузьме Мамоничу» он пишет: «в той книге не
теперешние дудки их, або пищульки».
Но возможно, что Иван Грозный, верный своему «кусательному
стилю», использовал оба этих смысла.
... Палемонова рода...- Литовская легенда о
легендарном предке литовского народа Палемоне
напоминает рассказанное Грозным русское предание о Прусе - брате Августа,
легендарном предке московских царей. Согласно легенде Палемон
был родственником императора Нерона. Он покинул Рим, спасаясь от притеснений
императора, и осел не берегах Немана, тем самым положив начало литовской
государственности.
ПОСЛАНИЕ ПОЛЬСКОМУ КОРОЛЮ
СТЕФАНУ БАТОРИЮ
Семиградский
(трансильванский) воевода Стефан Баторий был избран
сеймом на престол Речи Посполитой в декабре 1575 г. и
коронован 1 мая 1576 г. Иван Грозный неодобрительно отнесся к избранию на
престол Батория, поскольку разделял мнение той части
сейма, которая хотела видеть на его месте императора Максимилиана II (до заседания сейма
царь сам наделялся занять престол Речи Посполитой).
Ко времени написания этого послания (июнь 1581 г.) войска Речи Посполитой заняли
ряд русских городов, и Иван Грозный был вынужден добиваться мира с Баторием, послов которого в 1577 г. царь встретил более чем
прохладно (см. «Послание Полубенскому»).
Послание печатается по изданию: Послания Ивана Грозного / Подгот. текста Д.С.Лихачева, Я.С.Лурье. Пер. Я.С.Лурье.
Ред. В.П.Адрианова-Перетц. М., 1951. С.390-414.
.
Прислал ты к нам гонца своего Криштофа Держка с грамотой... -Криштоф Держко был отправлен к Ивану Грозному 5 июня 1581 г.
русскими послами, которые находились в лагере Стефана Батория.
С ответным посланием Криштоф Держко
был отправлен 29 июня. В этот период Грозный стремился к перемирию с Речью Посполитой, которое и было заключено на 10 лет в январе
1582 г.
...а не по многомятежному желанию человечества...-
В полном соответствии со своим «кусательным стилем»,
Грозный стремится унизить адресата, акцентируя разницу между собой - божьим
избранником, и Баторием - избранником сейма. Удар
попал точно в цель, и в ответном послании Баторий не
только заметил, что лучше быть рожденным от «доброго шляхтича» и
«добродетельной шляхтенки», чем от «лихих короля и
королевы», но и вызвал царя на поединок.
...в бусурманских [мусульманских] государствах
не принято нарушать клятву... - Намеки Ивана Грозного на сочувствие Батория к мусульманам основываются на том, что король Речи Посполитой до вступления на престол был семиградским
князем и вассалом турецкого султана, который поддержал его притязания на
престол.
...как бы для колдовства... - О надругательстве над телами убитых при
осаде русской крепости Сокол упоминают и западные источники, в них
рассказывается, что немецкие маркитантки разрезали тела и вынимали жир, который
широко использовался в средневековой медицине. Баторий
оправдывал действия своих войск тем, что анатомирование трупов признано в
христианском мире, и оно необходимо для излечения живых.
...призваны перед твой маестат...- Маестат - лат. majesstas (величество).